Новости инвестиций, Казахстан. Объявленный правительством Казахстана запрет на экспорт горюче-смазочных материалов (ГСМ) не помог избежать дефицита бензина в республике. В первую очередь его нехватку испытали жители Южно-Казахстанской области, а затем все остальное население страны.
К примеру, в Атырауской области, где производится 40 процентов всей казахстанской нефти и находится Атырауский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), на одних АЗС его вообще не продавали, на других — лишь по талонам.
В свободной продаже стоимость бензина марки АИ-92 в октябре взлетела с 72 тенге за литр до 92 тенге. В Петропавловске его стоимость достигала 99 тенге. Схожая ситуация сложилась и в других регионах.
Инвесторам: в чем причины повышения и стоит ли ожидать снижения цен на бензин?
По данным казахстанских экспертов, власти запоздало занялись выявлением причин дефицита:
- дестабилизация цен была вызвана наличием множества посредников на данном рынке;
- однако основная причина в том, что объемы переработки нефти не достигли уровня, обеспечивающего заполнение рынка. Так, более чем 20-ти процентная февральская девальвация тенге и обнуление экспортных пошлин на сырую нефть сделали экономически выгодной ее продажу за рубеж.
Ввиду этого, объяснили аналитики землячества трейдеров и инвесторов Казахстана Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V, цены на ГСМ в стране продолжают расти, несмотря на значительное снижение стоимости барреля нефти на мировом рынке:
■ налоговая нагрузка. При существующей в Казахстане структуре налогообложения на налоговую составляющую (через акцизы, таможенные пошлины) приходится львиная доля в цене нефтепродуктов, таким образом, цена на бензин на внутреннем рынке не может падать пропорционально мировым ценам на нефть;
■ влияние посредников. Влияние на повышение цен на ГСМ оказывают и цепочки посредников, формирующиеся от НПЗ до АЗС;
■ предпринимаемые меры правительством. Борьба правительства с ростом цен на ГСМ, завершившаяся установлением с 1 декабря 2009 года фиксированной цены на высокооктановый бензин АИ-92/93 — стоимость литра которого на всех АЗС не должна превышать 82 тенге (что, как полагают в правительстве, составляет порог рентабельности при поставках бензина из России), — стала одним из значимых событий ушедшего года. Цена же на более высокооктановый бензин остается вне поля зрения госорганов, и мотивируется это тем, что им пользуются достаточно обеспеченные потребители.
Министерство энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР) Казахстана в начале февраля т.г. ввело новые максимальные розничные цены на бензин марки АИ-80 (62 тенге за литр) и дизельное топливо (67 тенге). Однако, установив максимальную розничную цену на основные виды ГСМ, энерговедомство в то же время не ограничивает оптовую цену для производителей нефтепродуктов. В результате торговый дом «ПетроКазахстан» тут же повысил отпускные цены на ГСМ.
Как полагают эксперты из МЭМР, большой разрыв между ценой высокооктанового и низкооктанового топлива приводит к тому, что последний начинают разбавлять, выдавая его на АЗС за высокооктановый бензин.
Выход предлагается весьма оригинальный: поднять стоимость АИ-80 так, чтобы его стало не выгодно доводить присадками до АИ-92. Таким образом, признается не только бессилие государства в организации контроля за качеством топлива на АЗС, но и неумение властей, работая в конкурентной среде и при наличии собственных ресурсов, насытить топливом внутренний рынок.
Читать дальше
воскресенье, 13 ноября 2011 г.
Инвесторам: почему растут цены на бензин в Казахстане?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий