суббота, 9 июня 2012 г.

Новости Узбекистана.

Инвестиционная привлекательность того либо иного государства в значимой мере зависит от многих факторов и показателей. Экономика Узбекистана показала устойчивость к глобальным финансовым переменам и кризису бушующем в Европе:
-значительный запас прочности бюджетной и внешнеэкономической сфер,
- низкая реакция на риски всемирных финансовых рынков,
- повышение цен на многие экспортируемые Узбекистаном биржевые продукты (золото, медь и газ),
- экономический подъем стран-партнеров Узбекистана, также сохранившиеся государственные дотации защитили экономику Узбекистана и сыграли роль "подушки безопасности" от последствий массивного глобального кризиса.
Где же основные особенности инвестиционной политиканы Узбекистана и на сколько страна интересна для инвесторов?
Особенности и суть инвестиционной политики Узбекистана


Инвестиционная политика Узбекистана мало чем отличается от проводимой фактически всех стран учасников СНГ, отметил специалист по вопросам инвестирования самого лучшего проекта обучения FOREX и биржевой торговли в Европе 2009-2012гг Академии Masterforex-V Ольховский Евгений: руководители фактически всех без исключения стран на просторах бывшего СССР видят собственной первейшей стратегической задачей - модернизацию национальной экономики через привлечение в нее максимального числа частных и иностранных инвестиций. Про это не единожды говорили:
- экс-президент Российской федерации Дмитрий Медведев и теперешний глава государства Владимир Путин,
- украинский лидер Янукович В.В. и его белорусский сотрудник А. Лукашенко,
- президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и начальник Таджикистана Эмомали Рахмон.
- не оказался исключением и президент Государства Узбекистан Ислам Каримов, который не раз высказывался о необходимости улучшения инвестклимата в стране и много лично сделал для этого в правовом и политическом плане. На данный момент данная среднеазиатская республика позиционирует собственную экономику как один из самых перспективных в регионе объектов для инвестирования, а также и иностранных. Так ли это по сути?
До какой степени Узбекистан может быть интересен для инвесторов?


Это чисто теоретический вопрос, так как все факторы, действующие на инвестиционный климат в каждом определенном случае найти и просчитать довольно непросто, но существует несколько полностью точных, научно выведенных позиций, к которым и стоит обратиться при анализе инвестиционной привлекательности Узбекистана.
1. Законодательная база, определяющая правовое поле для предпринимательства, защиты частной собственности и конкуренции. С этим в Узбекистане все в полном порядке. В государстве принято большое число законов, призванных способствовать развитию предпринимательства и инвестиционной деятельности. Посреди них возможно отметить:
• Закон «Об зарубежных инвестициях»;
• Закон «Об инвестиционной деятельности»;
• Закон «О гарантиях и мерах защиты прав зарубежных инвесторов»;
• Закон «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг».
К ним необходимо добавить целый ряд нормативно-правовых актов, принимаемых в форме решений Президента Государства Узбекистан и постановлений кабмина. Так каждый год выходит постановление главы государства «Об инвестиционной программе Страны Узбекистан на … год», в которой говориться о планах в проведении инвестиционных проектов и о новых изменениях в законодательстве, призванных данному поспособствовать.
Названные законы определяют целый ряд чрезвычайно существенных налоговых льгот и остальных преференций, призванных способствовать привлечению частных и прямых зарубежных инвестиций.
2. Создание инфраструктуры поддер­жки инвестиционного процесса. В данном отношении в Узбекистане тоже делаются полностью приметные шаги.Естественно, о принципе «единого окна» для бизнесменов говорить пока еще преждевременно, но законодательные акты, призванные помочь малому и среднему бизнесу принимаются регулярно. Только лишь за последнее время (2011-2012 гг.) вышли такие нормативные документы как:
- указ президента о дополнительных мерах по формированию наибольшей деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства;
- постановление президента «О мерах по устранению бюрократических барьеров и предстоящему повышению свободы предпринимательской деятельности»;
- закон «О внесении изменений и дополнений в определенные законодательные акты Государства Узбекистан в связи с сокращением проверок деятельности субъектов предпринимательства»;
- указ президента «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых зарубежных инвестиций»;
- закон «О семейном предпринимательстве».
Также, в 2011 году был принят закон, что направлен на понижение малого требования к уставному капиталу опять создаваемых субъектов предпринимательства. Кредитными организациями на финансовую поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства в том же 2011 году было выделено денег на сумму свыше 3,8 трлн. сумов.
3. Политическую прочность. С одной стороны, с этим в государстве, где власть не менялась предшествующие двадцать лет, все в полном порядке. Но с другой стороны, именно указанное обстоятельство повсевременно предоставляет повод для западных Пресса и определенных политических лидеров называть власть в Узбекистане «диктаторской», говорить об ее узурпации, повсевременно намекая на возможность скорого социального взрыва. Возможно, данным объясняются самые низкие места, которые РУ повсевременно занимает во различных рейтингах, которые публикуются американскими и британскими изданиями.
4.Выгодное географическое положе­ние Узбекистана. Ведь не случайно через территорию современного Узбекистана несколько веков подряд проходил Одиозный шелковый путь, еще в древности соединивший Восток и Запад. И на данный момент Узбекистан идиентично интересен и Российской федерации, и Китаю, и США, не говоря уже о Турции, Индии или же Южной Корее.
5. Богатые минерально-сырьевые ре­сурсы. Этого в Узбекистане имеется в избытке. На долю государства приходится 74% резервов газового конденсата Центральной Азии, 30% - нефти, 40% - природного газа, 55% - угля:
- добыча природного газа в настоящее время составляет 58 миллиардов. куб. м каждый год, это при разведанных запасах больше 2 трлн. куб.м.
- производство нефти составляет около 8 млн. тонн за год.
- степень выработанности разведанных нефтяных запасов и газа составляет 30-32%.
- разведанные запасы угля составляют свыше 2 миллиардов. тонн.
- в республике действуют выше 530 нефтегазопромыслов, рудников, сделаны мощные промышленные комплексы. В Узбекистане работают 3 нефтеперерабатывающих (Ферганский, Алтыарыкский, Бухарский) и 2 газоперерабатывающих (Шуртанский и Мубарекский) завода.
- газотранспортная система Узбекистана включает 9 магистральных газотранспортных магистралей общей длинной 12 тыс. км с выходом в систему газопроводов государств учасников СНГ.
- по запасам золота Узбекистан занимает 4 место в мире, по уровню его добычи — 9; по запасам меди – 11 место, урана — 8 место.
- всего в республике на нынешний день выявлено выше 2900 месторождений полезных ископаемых, включающих более 100 видов минерального сырья.
6. Потенциал развития агропромышленного сектора. В этой сфере кроме того проводятся реформы, которые, впрочем, оцениваются по-разному.
- Начиная с 1998 г. в Узбекистане можно допустить длительная аренда земли с правом наследования и ипотечных кредитов.
- Свыше 1 млн. гектаров земли (27% всей культивируемой почвы) было выделено для фермерской работы.
- В Узбекистане ежегодно заготавливается порядка 3,5 млн. тонн хлопка-сырца, из которого вырабатывается 1,3-1,5 млн. тонн хлопкового волокна. Это наиболее большой в мире показатель.
- В стане ежегодно делается 1 млн. 400 тысяч тонн продукции садоводства и виноградарства, порядка 3,5 млн. тонн овощных, бахчевых культур и картофеля. Определенные специалисты отмечают о реальной возможности для Узбекистана растить свыше 10 млн. тонн плодоовощной продукции за год.
одновременно отмечается зависимость аргопромышленного комплекса РУ от производства хлопка, отрицательное влияние на экологию региона и постоянная недостаточность воды для орошения полей.
7. Квалифицированные трудовые кадры. Это очень значимая неувязка, поскольку за последние двадцать лет отмечался неизменный уход жителей из республики. Сначала это были представители некоренного жителей, среди которых был очень велик % именно высококвалифицированных специалистов. Потом началась трудовая миграция уже самих жителей Узбекистана в другие страны, которая уже достигла порядка 3-4 млн. человек. Среди последних также слишком много квалифицированных кадров. А уровень высшего образования в республике, как и во всем СНГ, к огорчению, не на высоте.
8. Емкость рынка сбыта. С одной стороны, Узбекистан – не только лишь самая населенная, но и наиболее густонаселенная государство в Средней Азии. В ней есть огромные города и наиболее разветвленная в регионе транспортная система. Но в то же время, уровень жизни людей не прекращает оставаться низким, данные о реальных размерах инфляции, и, в соответствии, о покупательной возможности жителей, кропотливо скрываются, что не может не отпугивать потенциального инвестора.
Каким методом шел Узбекистан в деле реформирования личного инвестиционного климата?


На нынешний момент это очень принципиально, поскольку различные постсоветские государства входили в рыночную экономику немного разными методами. Прежде всего, тут нужно говорить о процессе приватизации и по поводу того, как он протекал:
· законы «О собственности» и «О разгосударствлении и приватизации» были приняты еще в 1991 году и стали одними из 1-ых законов независящей государства. Всего с 1991по 2003 г.г. приняли приблизительно 200 нормативно-правовых документов прямо или косвенно регулирующих процессы разгосударствления, приватизации и развитие частного предпринимательства.
· приватизация в Узбекистане осуществлялась двумя путями: преобразование государственного компании в хозяйственное общество либо товарищество или продажа государственного имущества негосударственным юридическим и физическим лицам по конкурсу и на аукционе. Государство сохранило за собой долю большую, чем 25% (но не 50%) только в отраслях, определяющих экономическую независимость республики. Не подлежали приватизации объекты социальной инфраструктуры.
Процесс приватизации в Узбекистане обладал и свои значительные различия:
в республике не дали согласия от ваучеризации, сделав, следовательно, приватизацию небесплатной. Госпредприятия лишь продавались новому собственнику. Может быть, поэтому их было приватизировано не настолько не мало, как, например, в Российской федерации;
участники трудовых обществ получили возможность выкупа акций своих компаний на льготных условиях, также возможность безвозмездно пользоваться объектами социальной инфраструктуры;
приватизация жилья была бесплатной только для работников непроизводственной сферы;
фонды с износом больше 70% передавались новому собственнику бесплатно;
для служащих компаний вводились льготы в приобретении акций;
- после начала приватизации были практически вполне ликвидированы отраслевые министерства (как советский вариант управленческой структуры) и на их базе созданы рыночные структуры - концерны, ассоциации, компании и др., учредителями которых стали страна и соответствующие компании;
- были осуществлены действия по децентрализации управления предприятиями;
средства, приобретенные от приватизации направлялись не в бюджет, а в специальный внебюджетный фонд, из которого планировалось поддерживать отечественное предпринимательство и на цели реформирования экономики. Это один прецедент во всем СНГ. Около половины средств, приобретенных от продажи ценных бумаг предприятий отдельных отраслей индустрии передаются в распоряжение этих же отраслей. Разгосударствление активов в Узбекистане осуществлялось поэтапно, без ненадобного форсирования.
Ежели пристально проанализировать все вышеназванные обстоятельства, то становиться ясно, что официальный Ташкент в своей политике приватизации соединял элементы социальной и либеральной политические деятели. Последних, пожалуй, было даже больше. Поэтому можем говорить по поводу того, что в данном аспекте Узбекистану вышло отойти от советской модели экономики, хотя государственное участие оставалось на довольно высочайшем уровне.
Что за предприятия выставляются на торги в Узбекистане?


Стратегические компании в предшествующие время рассматриваются как некая надежная "подушечка безопасности", которая выручит на случай кризиса. Так в Белоруссии было объявлено о новом витке продажи госсобственности, в Российской федерации уже год как говорят о 2-ой волне приватизации, и Узбекистан не остался в стороне.
Там также не так давно объявили о приватизации 500 компаний страны. Так в соответствии с заявлению правительства РУ на протяжении 2012-2013гг. планируется реализовать 497 государственных активов. Идет речь о предприятиях отраслей нефти и газа, энергетики, металлургии, сельского хозяйства, легкой индустрии, электротехники и фармацевтики. Этот новый перечень пополнил и без того огромный список (приблизительно тысячи) предприятий, что вывешен на сайте Госкомимущества. При этом большая часть объектов выставляется на аукцион по достаточно бросовой стартовой цене, но желающих их приобрести почему-либо не находится. в настоящее время Госкомимущество заключило только лишь 133 соглашения, что позволяет заполучить в экономику инвестиции в объеме 299 млн. долларов и 86,2 миллиардов. сумов (это кое-что порядка 1,4 миллиардов. руб.).
Какие прямые иностранные инвестиции в экономику Узбекистана?


За прошедшие пять лет самыми крупными иностранными инвесторами в экономику Узбекистана были - Российская федерация, КНР, Соединенное королевство, Турция, США, Южная Корея, Германия, Гонконг, Испания, Израиль, Франция, Белоруссия, Грузия, Греция.
Однако общий уровень инвестиций оставался сравнительно маленьким, их объем исчислялся лишь несколькими сотнями миллионов долларов, а число договоров колебалось возле 300-350. Не так давно Государственный статистический комитет Узбекистана объявил о продолжении снижения прямых иностранных инвестирования в государство.
В соответствии с отчету, объем зарубежных инвестиций в 1-м кв. 2012 г. сократился больше чем на 50% и достиг 216 млн. долларов. Для сравнения: в аналогичный период времени 2011 года уровень инвестирования составлял 481 млн. USD. Хотя спад наблюдался и в 2011г., но тогда его значение было 22%.
Из-за чего инвестиции уходят из Узбекистана?


В апреле 2012 года власти РУ объявило, что стремится привлечь инвесторов новыми налоговыми льготами, ограничениями на вмешательство страны в деятельность зарубежных компаний и т.д.. Но эти меры не произвели должного эффекта. Капитал продолжал убегать из страны и это не глядя на то, что «на бумаге» инвестиционный климат в Узбекистане кажется фактически безупречным.
Специалисты выдвигают довольно много версий, чтобы объяснить этот феномен, заметил Ольховский Евгений:
1. МВФ к окончанию марта призвал Узбекистан к дальнейшему развитию личного сектора и поощрению экономической диверсификации. И это не глядя на победные реляции официального Ташкента по поводу того, что экономика государства не есть сырьевой, а в частном секторе задействовано больше 75% трудоспособного населения.
2. У иностранных граждан есть значительные претензии к прозрачности официальной узбекской статистики, которая вводит потенциального инвестора в серьезные заблуждения. Это касается и общего положения дел в экономики и таких отдельных, но важных, вопросов, как, к примеру, настоящий уровень уровня инфляции.
3. Власти как и до этого не прекращает контролировать цены на продовольственные продукты, что приводит к существованию широкого черного рынка.
4. Особенности национальной финансовой системы, в частности сложность межбанковских переводов, также вызывает большую тревогу у инвесторов. Прибыль из Узбекистана вывезти возможно только узбекскими суммами, настоящую стоимость которых на каждый определенный момент не постоянно удается точно найти.
5. Отсутствие конвертации и возможности произвести оплату в иностранной валюте для закупки нужных для производства сырья и материалов.
6. Трудности на таможне, связанные с произволом служащих, а также с бессчетными указаниями «сверху», призванными регулировать поток товаров через границу РУ.
7. Прямое и непосредственное вмешательство властей в вопросы хозяйственной работы и бизнеса:
- указания о перечислении денежных средств определенным организациям или благотворительным фондам;
- указания о выполнении обязанностей по сбору вторичного сырья;
- указания о предоставлении персонала для неких работ, почаще всего сельскохозяйственных;
- даже указания о необходимости вести определенную убыточную деятельность, также касается сельского хозяйства.
8. Очень высокий уровень коррупции.
9. Часты случаи прямого прессинга на бизнесменов, в том числе зарубежных, запугивания их. Случаются и рейдерские акции. Так только за последнее время в республике очень негостеприимно обошлись с турецкими (торговые сети «Демир» и «Туркуаз»), с американским (у них были отобраны золотодобывающие компании), с казахстанскими и российскими (отобраны «Бекабадцемент» и молочный завод, выкупленный ««Вимм-Билль-Данном»), немецкими (предприятие «Вкусный хлеб»), британскими (горнодобывающая организация "Oxus Gold"), индийскими (компания «Spentex Toshkent Toytepa») и некими другими инвесторами. Все они, разумеется, были обязаны оставить солнечный Узбекистан и навряд ли их рассказы будут способствовать улучшению инвестиционного климата данной среднеазиатской страны.

Редколлегия журнала "Биржевой Лидер" совместно с экспертами Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V проводит опрос на форуме инвесторов: как вы считаете улучшится ли инвестиционный климат в Узбекистане на фоне кризиса в мире?
- да, на данный момент инвесторы особенно разглядывают вероятность инвестиций в старны "третьего мира";
- нет, Узбекистан закрытая страна и не представляет интереса для инвесторов;
- лишь со временем и сменой политической составляющей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий