Новости Таджикистана. Таджикистан обладает высоким экономическим потенциалом: на территории республики находится одно из крупнейших мире месторождений серебра, запасы урана, по некоторым данным, составляют 16% разведанных мировых резервов, здесь богатые залежи алюминия, полиметаллических руд, драгоценных камней. По абсолютным запасам гидроэнергетики страна входит в восьмерку самых мощных стран мира – до 300 млрд. киловатт-часов в год.
При этом Таджикистан является одним из самых бедных государств мира. В Азии по объему ВВП на душу населения республика стоит рядом с Афганистаном, Бангладеш и Непалом. Столь незавидное положение республики во многом обусловлено исторически – в советские временаТаджикистан являлся самой бедной из советских республик, а в 90-е годы, после обретения независимости, в стране бушевала гражданская война, отношениями с соседями – Афганистаном и Узбекистаном – осложнены политическими причинами, которые еще недавно порой перерастали в вооруженные столкновения с таджиками.
Но главная причина, почему Таджикистан не может в полной мере реализовать свой немаленький экономический потенциал, – неразвитость транспортной системы. Сегодня успешное экономическое развитие государства невозможно без надежной связи внутри страны и с соседними государствами – а через них и с мировой транспортной системой, без быстрого перемещения грузов и людей. В силу исторических причин Таджикистан оказался даже не на обочине, а в дальнем глухом тупике мировой транспортной инфраструктуры, хотя когда-то являлся частью Великого шелкового пути.
Есть ли возможность у республики выйти из транспортной изоляции и, тем самым, дать мощный толчок развитию национальной экономики? Что делают для этого власти? Можно ли привлечь в Таджикистан для решения транспортной проблемы иностранных инвесторов?
Естественные трудности: в чем они заключаются?
По мнению экспертов землячества трейдеров и инвесторов Таджикистана Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V, главная трудность для развития транспортной системы Таджикистана – горы (см. карту Таджикистана):
■ 93% территории республики покрыты горами, причем более половины территори Таджикистана расположено на высоте более 3 тысяч метров над уровнем моря;
■ страна разделена на Север и Юг труднопроходимым Гиссарским хребтом;
■ даже проложенные в горах автомобильные дороги оказываются закрытыми для проезда в зимний период на несколько месяцев (так, автотрасса Душанбе-Айни бездействует до 6 месяцев в году);
■ страна не имеет ни выхода к морю, ни судоходных рек.
Природные особенности страны дополняются проблемами политического характера с соседями и гибкости экономики Таджикистана:
■ выход к морю. Выход к Каспийскому морю осложняется непростыми отношениями с Узбекистаном, во многом являющимися наследием советского прошлого;
■ соседние державы. На севере Таджикистан граничит с Кыргызстаном – бедной и нестабильной республикой с неразвитой транспортной сетью;
■ роль НАТО. Афганистан на юге объят перманентной гражданской войной, длящейся уже несколько десятилетий. Предполагаемый вывод войск НАТО из страны в ближайшие годы вряд будет способствовать стабилизации обстановки в Афганистане;
■ на востоке Таджикистана находится «азиатский дракон» – Китай. Но дороги в Поднебесной, идущие к китайско-таджикской границе, не отвечают статусу международных и сейчас находятся в состоянии долгосрочной реконструкции.
Транспорт – инвестиционная задача № 1
Транспортная сеть Таджикистана находится в зародышевом состоянии:
■ главный вид транспорта – автомобильный, осуществляющий более 90% грузо- и пассажироперевозок. Но для выхода на мировые рынки автотранспорта недостаточно;
■ протяженность железнодорожных путей – менее полутысячи километров. При этом выход за рубеж имеет только узбекистанское направление;
■ для обеспечения самого современного и быстрого транспорта – авиации – в республике имеется всего лишь 2 аэродрома с взлетно-посадочной полосой более 3 километров и четыре – с ВПП более 2,5 километра. При этом авиация является самым дорогим транспортом, и ее использование для значительных экспортно-импортных операций экономически невыгодно.
Потребность в развитии транспортный сетей наглядно демонстрирует рост импорта транспортных средств, который за первое полугодие текущего года вырос на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
Власти Таджикистана осознают важность выхода из транспортного тупика, отмечают эксперты из Землячества Таджикистана Академии Masterforex-V:
■ развитие транспортной составляющей экономики. В республике разработана стратегия выхода из транспортного тупика, о которой президент Таджикистана Э. Рахмон постоянно напоминает в своих ежегодных посланиях к парламенту. В основе стратегии лежат два тезиса:
- первое – создание единой транспортной сети внутри страны и соединение ее с мировой транспортной системой через соседние государства;
- второе – присоединение к международным конвенциям и соглашениям по транспорту и коммуникациям. Важность решения транспортной проблемы для республики обозначена разделением с марта нынешнего года бывшего министерства транспорта и коммуникаций на Министерство транспорта и Службу связи;
■ инвестиции. В период с 2005 по 2011 гг. ежегодный рост инвестиций в транспортные коммуникации составлял 14,5%. С 2000 года за счет иностранных инвестиций и грантов в Таджикистане реализовано или находится в завершающей стадии реализации 20 проектов, среди которых более 1,5 тыс. километров автотрасс государственного значения, 20 мостов, 21 километр тоннелей и лавиноустойчивых автодорог и др.;
- в I квартале нынешнего года в транспортные проекты было инвестировано 93,1 млн. сомони (более $ 20 млн.) – для сравнения: в тот период в добывающие отрасли республики было вложено 36,1 млн. сомони.
- инвестиции в энергетические и транспортные проекты занимают более 40% всех вливаний в основной капитал компаний республики;
- власти республики ведут постоянную работу по кооперации транспортных проектов с южными соседями – Афганистаном, Ираном, Пакистаном, Китаем;
- благодаря вводу в эксплуатацию нескольких новых мостов на таджикско-афганской границе товарооборот между соседними странами за последние пять лет вырос более чем в 20 раз;
■ планы по развитию транспортных коммуникаций. Стратегическим международным проектом для Душанбе является строительство железной дороги Кашгар-Герат, а также автомобильной дороги через города Таджикистана и Афганистан. Последняя встреча президента Э. Рахмона с афганским коллегой Х. Карзаем по этим вопросам состоялась в начале сентября с.г. Для разработки ТЭО строительства железной дороги Кашгар-Герат власти Ирана выделили Душанбе грант $ 1 млн.
Эксперты Академии Masterforex-V отмечают, что иностранные инвесторы заинтересованы в интеграции Таджикистана в мировую транспортную систему – залогом этого является потенциал энергетической, горнодобывающей и обрабатывающей отраслей республики.
Редколлегия журнала «Биржевой Лидер» совместно с экспертами Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V проводит опрос на форуме трейдеров: будет ли Душанбе развивать транспортный вектор на восток и юг?
• да, Китай, Иран, Пакистан и их порты чрезвычайно привлекательны для Душанбе;
• нет, Душанбе слишком пророссийски настроен, поэтому основной вектор будет направлен на север, через Кыргызстан;
• Душанбе будет ориентироваться и на Россию, и на азиатских соседей в равной степени.
вторник, 4 октября 2011 г.
Выйдет ли Таджикистан из транспортной изоляции?
Текст: Александр Дынниченко
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий